Лицензирование
Хозяйственная деятельность из предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом согласно п. 33 в. 9 Закона "О лицензировании" подлежит лицензированию.
Виды работ или услуг, для которых нужная лицензия, определены Законом Украины "Об автомобильном транспорте".
Органом лицензирования хозяйственной деятельности из предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом является Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте (дальше - Глававтотрансинспекция). Кроме того, ст.
44 Закона "Об автомобильном транспорте" предусматривает, что определение пассажирского перевозчика на автобусном маршруте общего пользования осуществляется на конкурсных принципах, а проведение конкурса и определение условий перевозок полагаются на их заказчиков, то есть на исполнительный орган городского совета соответствующего населенного пункта. Таким образом, именно государство в лице определенных государственных органов отвечает за безопасность перевозок пассажиров и контролирует деятельность лиц, которым выдает лицензии и которых избирает для осуществления перевозок.
Невзирая на ответственность государства перед гражданами, Постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 501 были утвержденные изменения к перечню документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности. В частности, был значительно сокращен перечень документов, необходимых перевозчику, чтобы получить лицензию на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузам автомобильным транспортом.
Орган лицензирования уже не будет требовать документов, которые подтверждают соответствующий уровень образования (квалификации) лиц, ответственных за: эксплуатацию и техническое состояние автомобильных транспортных средств, организацию и безопасность перевозок, охрану труда и пожарную безопасность (для автомобильных перевозчиков с количеством автомобильных транспортных средств десять и больше).
Не нужно предоставлять ведомость относительно проведения с работниками (водителями) инструктажей из безопасности движения, охраны труда и пожарной безопасности, информацию о квалификации, состояние здоровья и стаж роботы водителей, которых будут привлекать к предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузам автомобильным транспортом.
Таким образом, Глававтотрансинспекцию отныне будет интересовать лишь собственная или арендованная материально-техническая база перевозчика, а не квалификация, состояние здоровья и стаж роботы водителей, которых будут привлекать к предоставлению услуг по перевозке пассажиров. Не секрет, что человеческой фактор играет значительную роль в сфере предоставления услуг по перевозке пассажиров, а безопасность последних зависит не только от технической базы перевозчика, но и от водителей.
Обязанности перевозчика
Есть надежда, что благодаря другим законодательным актам деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом не останется неконтролируемой со стороны государства. Так, ст. 34 Закона "Об автомобильном транспорте" определяет круг обязанностей перевозчика:
выполнять требования данного Закона и других законодательных и нормативно-правовых актов Украины в сфере перевозки пассажиров и/грузов;
удерживать транспортные средства в должном техническом и санитарном состоянии и обеспечивать их хранение в соответствии с требованиями ст. 21 данного Закона;
обеспечивать контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на маршрут;
обеспечивать медицинский контроль состояния здоровья водителей;
организовать периодическую учебу водителей методам предоставления первой медицинской помощи потерпевшим при дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать условия труда и отдыха водителей согласно требованиям законодательства;
обеспечивать стажировку и инструктаж водителей в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта;
обеспечивать безопасность дорожного движения;
обеспечивать водителей соответствующей документацией на перевозку пассажиров.
Кроме того, общим приказом Государственного комитета предпринимательства и Министерства транспорта и связи от 01.02.2008 г. № 9/119 были утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности из предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузам автомобильным транспортом, определенных Законом "Об автомобильном транспорте".
Отмеченные нормативные акты устанавливают более суровые требования к условиям предоставления услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, но не предусматривают действенную ответственность за некачественные услуги по перевозке пассажиров. Нередко водителями работают лица, с которыми не заключен трудовой договор, которые не несут ответственность за свои действия, не имеют нужной квалификации и опыта работы. Такая ситуация практически делает невозможным взыскание реальных убытков, нанесенных пассажиру при предоставлении ему услуг.
Выдавая лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, государство фактически подтверждает, что орган лицензирования проверил качество и беспечность предоставления гражданам указанной услуги. В то же время ответственность для должностных лиц органа лицензирования устанавливает лишь ст.166-12 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дальше - КУпАП) - за нарушение определенных законом сроков выдачи лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию, и вымогания не предвиденных законодательством документов для получения такой лицензии. Указанные правонарушения влекут за собой наложение на должностные лица штрафа в размере 20-40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Следовательно, в КУпАП предвидены лишь два возможных нарушения, осуществляемых должностными лицами органа лицензирования.
Ответственность перевозчиков
Перевозчики же несут ответственность за нарушение требований законодательства об автомобильном транспорте в соответствии с Законом "Об автомобильном транспорте", Криминального кодекса Украины (дальше - ККУ), КУпАП, Закону "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".
Наистрожайшая ответственность согласно ст. 202 ККУ ожидает нарушителей за:
осуществление деятельности, которая содержит признака предпринимательского и подлежит лицензированию, без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;
осуществление видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством, без получения лицензии;
осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в больших размерах.
Отмеченных лиц ожидают штраф в размере 100-250 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, исправительные работы сроком до двух лет или ограничением воли на тот же срок.
Ни один нормативный акт не предусматривает взыскания прибылей, полученных перевозчиками за период совершения указанных правонарушений. Принимая во внимание количество нарушений при предоставлении услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, такие денежные средства значительно пополнили бы государственный бюджет Украины.
Контроль за сдержкой лицензиатами лицензионных условий осуществляют органы контроля, а именно: орган лицензирования - Головавтотрансінспекція, подчинены ей территориальные органы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и его территориальные органы. В январе-марте в 2009 г. Головавтотрансінспекція осуществила 1 тыс. 572 проверки соблюдения лицензиатами лицензионных условий. По результатам проверок аннулировано 656 лицензий на автоперевозку.
Следовательно, треть лицензий была аннулирована, невзирая на то что орган лицензирования проверял все условия выдачи лицензий перевозчикам. Но можно ли утверждать, что плановые проверки, которые являются обязательными, действительно отображают реальное выполнение лицензионных условий перевозчиками?
По моему мнению, государство защищает прежде всего интересы перевозчика, ведь согласно действующему законодательству орган контроля не менее как за десять дней до начала плановой проверки в письменном виде сообщает о ней лицензиата. Такие проверки могут осуществляться не чаще однажды на год. Таким образом, перевозчик имеет достаточно времени, чтобы устранить нарушение лицензионных условий к началу плановой проверки, а после нее на протяжении года может нарушать лицензионные условия. Внеплановая же проверка возможна лишь в случае письменного обращения о наличии нарушений.
Нет обращения - нет нарушений.
Популярні статті
|